Разновидности грязевых шин

Какие бывают грязевые шины?

Опубликовано Опубликовано в рубрике Авто

Вопрос выбора грязевых шин для внедорожника уже занимает не одну сотню тем на тематических форумах. Позвольте и мне поделиться своими наблюдениями:

Из всего многообразия грязевых шин четко выделяются три основных класса — AT (All-Terrain), MT (Mud-Terrain) и XT (eXtreme Terrain). Начнем с самых простых.

Шины All-Terrain

Шины All-Terrain
Шины All-Terrain

Этот класс шин можно с большой натяжкой назвать грязевыми. Как правило, это шины с отсутствием ярко выраженных «зубов»-грунтозацепов, но отличающиеся от шоссейной резины большей прочностью боковины и устойчивостью к повреждениям. Они комфортны на асфальте, и не так быстро порежутся сучками и камнями в колее или в горах, но моментально теряют сцепные свойства как только попадают в глину или чернозем. Их мелкие дорожки не способны эффективно самоочищаться в грязи, и поэтому машина теряет способность двигаться, зачастую, еще даже не сидя на брюхе.

Главный минус АТ резины — неспособность самостоятельно выбираться из мокрой колеи.

Из плюсов — неопытному водителю на таких шинах тяжело закопаться в землю или песок, и они неплохо едут там, где есть за что зацепиться. На асфальте этот тип шин — наиболее комфортен.

Типичные представители этого класса —  BFGoodrich AT, Maxxis 980, Cooper Discoverer S/T

Шины Mud-Terrain

Шины Mud-Terrain
Шины Mud-Terrain

Mud-Terrain — самый распространенный тип универсальных грязевых шин для повседневной эксплуатации авто в городе с регулярными выездами на бездорожье. Рисунок шин позволяет им хорошо самоочищаться, сносно выходить из колеи, а будучи спущенными до рабочего  давления 0,7-1 атм. они могут реально удивить своими возможностями. Колеса этого типа позволяют совершать большие пробеги по асфальту с относительно невысоким уровнем шума и вибраций, и не сильно портят управляемость автомобиля. Будьте готовы, что расход на этих шинах увеличится на 1-2 литра/100 км.

Наиболее видные представители этого класса шин —  BFGoodrich MT, Maxxis-762,764, Cooper Discoverer STT.

 

Шины eXtreme Terrain

ЧЕМ внедорожник отличается от паркетника
Шины eXtreme Terrain

Этот класс шин, как правило, подразумевает минимальную эксплуатацию шин на твердом покрытии, и низкий ресурс на асфальте. Движение по дорогам общего пользования с точки зрения этих шин — лишь неизбежность, требуемая чтобы доехать до столь близкого им бездорожья. Дорога по асфальту на этих шинах сопровождается гулом мощных грунтозацепов, сильным ухудшением управляемости автомобиля, и сниженным сцеплением с дорогой.

Диагональная конструкция шин XT (а у большинства представителей этого класса она такая) ведет к заламыванию боковины шин в поворотах, неравномерному давлению колеса на асфальт, плохой балансировке, но эта же конструкция резко увеличивает прочность колеса и его защищенность от всех видов внедорожных опасностей.

Все недостатки диагональных экстремальных грязевых шин резко исчезают когда вы наконец то достигаете заветного поворота на бездорожье, и выпускаете из них большую часть ненужного воздуха. Машина в грязи становится приближена по проходимости к трактору, машина легко едет по самым слабонесущим грунтам до момента полного зарывания по самый шноркель. Эти шины, как правило, легко выходят из самой страшной на вид колеи, но если уж где и суждено им спасовать — будьте готовы, что для продолжения движения надо будет приложить значительные усилия, и хорошо если у вас на машине установлена лебедка.

Минусом этих шин является, как ни странно, их зубастость и улучшенная самоочистка — при излишней пробуксовке они легко зарываются в грунт, увлекая за собой машину. Особенно это заметно в песках или на болоте.

Самые распространенные шины семейства XT — Simex Extreme Trekker, Simex Jungle Trekker, и Interco Super Swamper Bogger. Установка на машину последних, как правило, приводит к необходимости перевозить ее по асфальту исключительно на эвакуаторе или прицепе.

 

По моим наблюдениям, разницы в разных моделях шин внутри одного класса — практически нет, но она сильно заметна при переходе между классами. Внутри класса разница между моделями шин сродни различиям между разными видами пил — можно перепробовать кучу лобзиков в попытках свалить дуб, описать их преимущества и недостатки, но разниwe вы заметите только взяв в руки хорошую пилу, а следующим переходом в другой класс будет уже бензопила. С другой стороны — для тонких работ, скорее всего, классы распределятся с точностью до наоборот.

Конечно, в одной статье невозможно разложить по четким классам все шины для внедорожников — в продаже есть шины промежуточных классов между АТ и МТ, между МТ и ХТ, многие джиперы ставят на свои машины сельхозшины, а некоторые — купив ХТ дополнительно спиливают часть грунтозацепов для еще более разреженного рисунка. Надеюсь, эта статья просто поможет новичкам сделать сложный и ответственный выбор.